Еврейский Культурный Центр «Бейт Дан»
Телефон: (057) 766 55 96
Более подробная контактная информация

Поиск  
Время зажигания свечей
30.06.2017 в 20:30

Осенние еврейские праздники

02 Сентября 2015
Приближаются осенние еврейские праздники, мы предлагаем узнать о них побольше!
Осенние еврейские праздники

 ОСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ.

 
 
В 23 главе книги «Ваикра» (Левит) Б-г дает указания Моше: «В седьмой месяц, в первый день месяца, пусть будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание(24) … Но в десятый день седьмого месяца этого – день Искупления,  священное собрание  будет у вас, и смиряйте души ваши, и приносите огнепальные жертвы Б-гу (27)  Ни какой работы не делайте в этот самый день, ибо это День Искупления…(28)…В пятнадцатый день седьмого месяца  этого – праздник суккот, семь дней Б-гу (34); В первый день - священное собрание: ни какой работы не делайте.(35)… в восьмой день священное собрание будет у вас, ( 36)» Так Тора сообщает о четырех осенних праздниках известных нам как Рош- Гашана, Судный день, Суккот и Шмини-Ацерет.
Рош- Гашана – переводиться как «голова года». Если это начало года, то почему «В седьмой месяц»? – В хронологии Торы первый месяц – месяц « нисан», когда был Исход  из Египта! В этом смысле Рош- Гашана не начало года, а главный момент времени, от которого зависит дальнейшее.
Лейтмотивом  праздника Рош-Гашана является наше признание власти Всевышнего над Вселенной и покорность человека Его воле. В этот день евреи обращаются к Всевышнему с просьбой даровать хороший и сладкий новый год.  Торжественная трапеза этого день имеет характерные признаки: к столу подают рыбу с головой в ашкеназских домах или баранью голову в сефардских, кусок от круглой халы и яблока макают в мед.
В Рош-Гашана евреи обязаны услышать звук из шофара -  обработанного бараньего рога. Трубящий должен издавать три различных звука: длинный, постепенно снижающийся (ткиа), короткий, жалобный (шварим), отрывистый, резкий (труа). Звук шофара призван напоминать о  голосе Всевышнего, который слышали при горе Синай, и призывать к покаянию.
В первый день Рош-Гашана мы отправляемся к пруду, озеру или реке, где водится рыба,  и исполнют обычай ташлих - просим Всевышнего быть милосердным к нам в день Суда.
С Рош-Гашана начинается "десять дней покаяния". Завершением этих дней является Судный день – Йом –Кипур.
Йом-Кипур  - один из важнейших дней еврейского календаря. Он воспроизводит прощение Б-гом израильтян за грех «золотого тельца, когда Моисей во время сорокадневного общения со Всевышним услышал слова, отменившие суровый приговор. В канун Йом-Кипура принято давать деньги на благотворительность. Перед наступлением Йом-Кипур устраивают обильную трапезу:  в праздник не разрешается ни еда, ни питье, но если есть  угроза жизни вследствие соблюдения поста, то необходимо немедленно есть. Если врач запрещает кому-либо поститься, следует  следовать его совету.
В Йом-Кипур принято одеваться в белое.   Обычай  этот напоминает о белых саванах, в которых хоронят умерших, о бренности земного существования. С другой стороны, белые одеяния символизируют духовную чистоту.
Все субботние запреты распространяются на Йом-Кипур. Кроме того, нельзя натираться маслами и кремами, вступать в супружеские отношения, носить кожаную обувь..   
Грехи, совершенные по отношению к ближнему, не прощаются Всевышним в Йом-Кипур. Поэтому обидчику нужно попросить прощения у обиженного. В свою очередь, последний не должен отказываться от примирения, иначе его молитва не будет принята на Небесах.
Молитвы Йом-Кипур начинаются с "Кол нидрей" ("Все обеты"), чья мелодия известна, можно сказать, всем евреям, даже очень далеким от религии. Заключительная  молитва Судного дня называется "Неила", что означает "Закрытие [Небесных врат] ". 
Завершается Йом-Кипур протяжным звуком шофара.  Сразу же по окончании Судного дня начинают строить суку для праздника Суккот.
Суккот - это шалаши, хижины, временные постройки, подобные тем, в которых жили наши предки во время сорокалетних странствий по пустыне при Исходе из Египта.   Основная идея праздника - вера в Б-жественное Провидение: все случившееся с евреями в пустыне укрепляет веру в то, что Всевышний никогда нас не оставит. Эта вера подтверждается  суккой - шалашом с не защищающий от непогоды кровлей, в который еврей должен переселиться на всю праздничную неделю.  Сукка должна иметь, по меньшей мере, три стены. Четвертая сторона может оставаться открытой. Стены разрешается изготавливать из любого материала, включая материю, которую следует хорошо закрепить, но для крыши годятся лишь растения.  
Главное в сукке - это ее покрытие. Нельзя покрывать сукку  досками или балками.  Покрывают так, чтобы сквозь крышу был виден свет звезд.  Принято подвешивать к покрытию сукки всевозможные плоды, развешивать на стенках картины, аппликации.     Участие всей семьи в постройке сукки и ее украшении делает этот обряд долгожданным событием года.
В праздник  Суккот произносятся благословения над четырьмя видами растений. Лулав (пальмовую ветвь), гадасим (три веточки мирта) и аравот (две веточки ивы) связывают вместе в один пучок и держат в правой руке, а этрог (плод дерева из рода цитрусовых) - в левой.     Завершив благословение, переворачивают этрог черенком вниз. Сблизив руки, потряхивают "букетом" из ветвей на все четыре стороны света, поднимая его сначала вверх, а потом опуская вниз.
Завершающий восьмой день Суккот (в диаспоре восьмой и девятый дни) является самостоятельным праздником и называется Шмини-Ацерет ("восьмой день собрания"). Всевышний подобно царю, пригласившему своих детей на пир, который должен длиться определенное число дней. Когда же приходит время расставания, царь говорит: "Дети мои, у меня просьба. Задержитесь-ка еще на один денек,…". 
Подобно Сукот, Шмини-Ацерет также именуется в молитве "временем нашего веселья".  В этот день суккой уже не пользуются. Поскольку в Шмини-Ацерет завершается годовой цикл еженедельных чтений Торы, этот день называют также Симхат-Тора  - "Радость Торы"  В диаспоре ( в.т. числе в Харькове) так называют только второй день. Это, пожалуй, самый веселый праздник в году. Вечером и утром молящиеся семь раз обходят синагогу со всеми имеющимися свитками Торы в руках. Люди веселятся, поют и танцуют. В синагогах принято в этот день вызывать к Торе всех присутствующих, даже маленьких детей.