Еврейский Культурный Центр «Бейт Дан»
Телефон: (057) 766 55 96
Более подробная контактная информация

Поиск  

Скоро начнутся осенние еврейские праздники или праздники месяца Тишрей.

20 Сентября 2016
Скоро начнутся осенние еврейские праздники или праздники месяца Тишрей.

 У этого месяца три названия: седьмой месяц, месяц могучих и Тишрей. Тора постоянно называет его «седьмым месяцем», имея в виду, что он седьмой, если вести отсчет, как того требует еврейский закон, от месяца Нисана. Еврейские источники утверждают: «Всему седьмому определен свыше благоприятный жребий». Из понятий, обозначающих то, что над нами, выделено седьмое — ведь они перечислены Танахом в следующем порядке: небеса (два, ибо это слово стоит во множественном числе), небеса небес (снова два), дворец, жилище, высоты — а в Танахе сказано: «Воспевайте Восседающего в высотах». Впрочем, если вас смущает, как первый месяц календаря может называться седьмым — называйте этот месяц эйтаним — так он тоже назван в Торе. Точнее, в Танахе, а еще точнее — в Первой книге Царств (Млахим I). 

Месяц Тишрей является седьмым месяцем от нисана и первым в году. Он царь всех месяцев, потому что в нем несколько праздников. Он всегда полный – 30 дней. Как и у других месяцев еврейского календаря, корень его названия вавилонский, и его вавилонское имя означает «начало». Знак зодиака Тишрея – Весы. В этом месяце «правильных чувств» Г-сподь взвешивает и оценивает наши поступки, чтобы распределить благословения на предстоящий год. Это и символизирует знак «весы». Новая невинность, обретенная в наших отношениях с Б-гом в предыдущем Элуле, находит отражение в череде праздников, начиная с Рош Ашана. Поэтому Тишрей – месяц брачного союза Б-га и Израиля. Этим месяцем «правильных чувств» управляет буква «ламед», первая в слове «сердце» («лев»). Это месяц колена Эфраима, чье имя означает «плодотворный», и мы стремимся, чтобы наш союз с Б-гом был плодотворен весь предстоящий год. Родившийся в Тишрее получает стремление к справедливости, деликатность и такт, умение понять позицию другого — ну просто вылитые наши праотцы, которые и вправду родились в Тишрее.  

Несмотря на то, что в Рош Ашана начинается отсчет нового календарного года, главное в этом празднике вовсе не это. В этот день завершено Творение — создан первый человек — Адам. В этот день на протяжении всей человеческой истории происходило много чрезвычайно важных событий: как, например, — жертвоприношение нашего праотца Ицхака, в этом месяце родились наши праотцы Авраам, Ицхак и Яков. С этого дня начинается отсчет истории человечества.  Рош Ашана — день суда, когда Небесный суд выносит приговор на следующий год всему существующему в этом мире.

 Понятно, что к судебному заседанию лучше всего прийти с чистой (по возможности) совестью, и, чистосердечным раскаянием, которое, как известно, облегчает участь (ну или, как минимум, чистосердечным решением раскаяться. И, кстати, если вы каждый год решали начать с первого января новую жизнь, полную благости, смирения, трудовых порывов и здорового образа жизни — вставать в шесть утра, бегать и делать зарядку, потом кушать что-нибудь полезное, выучить иностранный язык и т.д.) — то знайте: вы поступали очень по-еврейски. 

Впрочем, наверху хорошо знают нас особых иллюзии относительно приговора мы не питаем. Зато питаем иллюзии относительно милосердия Всевышнего и потому надеемся, что приговор, как и положено в суде, вступит в силу не сразу, а после рассмотрения апелляции. И действительно, Всевышний дает нам десять дней для того, чтобы еще полнее осознать и раскаяться. А в день, который по ошибке называют Судным днем (Судный день уже был в Рош Ашана, а сейчас день Искупления) — в Йом Кипур, он еще раз рассматривает наши дела и выносит приговор. И, как правило, таки да милует нас. Так что иллюзии о Его милосердии вовсе не иллюзии.  Почему же Йом Кипур называется праздником? По простой причине, мы постимся и проводим весь этот день в молитвах, обращенных к Создателю.  После Йом Кипура, евреи сразу же приступают к строительству шалашей, ведь через четыре дня начинается праздник Суккот. Этот праздник символизирует постоянную заботу Всевышнего о своем народе. И, несмотря на то, что уже начало осени и в любой момент может пойти дождь, наш народ демонстрирует всему миру свое доверие к Творцу, мы переселяемся из наших квартир в шалаши. Мы знаем, ничего плохого с нами не случится. Праздник Суккот длится семь дней и сразу же после его окончания начинается праздник, который называется Симхат Тора (радость Торы). В этот день мы радуемся тому, что являемся единственным народом, обладающим сокровищем под названием Тора. Незнающий человек может спросить, что же такого ценного есть в этой Торе, что евреи так счастливы обладать ею? Ответить на этот вопрос одновременно и сложно и просто.

Сложно, потому что вся мудрость мира заключена в Торе.

Все, что наука уже открыла, то что откроет и то чего никогда не постигнет, — есть в Торе. Б-г смотрел в Тору и творил мир, поэтому нет ничего в этом мире, о чем бы не говорила Тора.

 В общем, хороший месяц Тишрей. Жаль, длится всего 30 дней. Зато, в это время мы, по словам мудрецов, словно находимся на ярмарке, и весь последующий год нам предстоит распаковывать узлы и чемоданы, набитые «подарками с ярмарки» — сокровищами, накопленными в дни праздников. В Рош Ашана запасаются евреи Б‑гобоязненностью, в Йом-Кипур - умением прощать ближнему и строго спрашивать с себя, в Суккот - любовью и весельем на целый год.

1 тишрей – первый день Рош Ашана (Нового года).

2 тишрей – второй день Рош Ашана.

3 тишрей – пост Гедалии, в память об убитом Ишмаэлем бен Нахания Гедалии бен Ахикам. С его смертью прекратилось проживание евреев в Эрец Исроэль после разрушения Первого Храма.

9 тишрей – вечер Йом Кипур.

10 тишрей – Йом Кипур.

11 тишрей – основаны 11 поселений в Негеве, вопреки политике британских властей.

15 тишрей – первый день праздника Суккот.

21 тишрей – Гошана Раба

22 тишрей – праздники Шмини Ацерет и Симхат Тора.

25 тишрей – открытие первого собрания еврейских представителей Эрец Исраэль.