Еврейский Культурный Центр «Бейт Дан»
Телефон: (057) 766 55 96
Более подробная контактная информация

Поиск  

Ханука

05 Декабря 2016
Ханука

 

 
Ханука — еврейский праздник, начинающийся 25 кислева и продолжающийся восемь дней. В 2016 году Ханука начинается на исходе шаббата 24 декабря. Праздник был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями, последовавших за разгромом и изгнанием с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских пособников в 165 году до н. э. Ханука входит в число праздников, которые были установлены мудрецами. По этой причине, нет запрета работать в дни Хануки…
Дух Хануки и его цели заключены в названии праздника. Праздник отмечается именно в память освящения храма, или, вернее сказать, повторного освящения, после того как храм был осквернен противниками иудейской веры.
Язык, мифология и культура греков считались духовной силой, способной объединить все разумное человечество. Не было запрета привносить в эллинизм элементы чего-то своего  при условии, что это добавлялось к греческому ядру. Эллинизация дала евреям того времени некоторые преимущества, но при этом создала   угрозу оставить еврейскую традицию, приняв греческий образ жизни. 
В 175 г. до н. э. царь Антиох IV выступил с попытками навязать греческую религию  евреям, которые остались приверженцами веры в единого Бога. Он провозгласил себя Богом, принял титул Антиох Епифан и принудил первосвященника иудеев, который фактически управлял Иудеей, распространить греческое влияние среди евреев. В последующие годы Антиох стал еще более нетерпимым по отношению к иудейской религии. 
Было запрещено обрезание, соблюдение субботы и праздников. За нарушение этих запретов евреев подвергали пыткам и казнили. Те, кто отказывался подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью которых - поначалу было воссоздание свободных еврейских общин. Восстание поднял  Матитьягу из рода священников Хашмонаим. После смерти Матитьягу возглавил восставших  его сын - Иегуда, по прозвищу "Маккаби", что на иврите означает "молот". После длительной борьбы с греко-сирийскими угнетателями Иерусалим снова стал свободным еврейским городом, но Храм стоял в запустении.
 
25 кислева 3622 г.  Храм был заново освящен. Священники должны были зажечь огни Меноры (храмового светильника), но во всем Храме не осталось ни одного запечатанного сосуда с ритуально чистым  оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое, требовалось восемь дней. И все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней. В память об этом чуде наши мудрецы постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни.
 
В Талмуде предписывается для празднования этого чуда в каждый из восьми дней Ханука зажигать по одной свече или светильнику в день, так, чтобы в последний день Хануки горели все подсвечники. Эти огни стали основным символом праздника. Эти свечи нельзя использовать с какими-либо практическими целями. Зажигающая свеча называется "шамаш", т. е. "слуга", и ее ставят  отдельно выделенной. В первую ночь Хануки зажигают первую свечу (в ханукие - крайнюю справа). На вторую ночь зажигают вторую. Вспомогательной свечей зажигают новую свечу, затем еще одну справа и так дальше, пока в последнюю ночь не будут гореть все свечи. 
Мы начнем вопрос о том, что является «чудом Хануки» и главной заповедью этого праздника. Многие привыкли думать, что «чудо Хануки» –  чудо горения масла, а главная заповедь – зажигание ханукальных свечей. Однако если мы возьмем базовые источники по теме Хануки, то увидим, что в них дана иная трактовка этих вещей.
Как известно, история о чуде горения масла рассказывается в Талмуде (Шабат 21б). Однако оказывается, что даже там не говорится об установлении этой заповеди. Текст Талмуда таков: 
«Что Ханука? Учили мудрецы: 25 кислева начинаются дни Хануки, и их восемь. Запрещены в эти дни траур и пост. И когда греки вошли в Храм, осквернили они все масло, которое было в Храме, а когда царство Хасмонеев окрепло и победило, обыскали все и нашли только маленький сосуд с маслом, запечатанный печатью Первосвященника, и было в нем масла только на один день. Но случилось с ним чудо, и зажигали от него светильник восемь дней. На следующий год постановили, что в эти дни будет праздник, когда читают hалель («прославляющие Псалмы») и произносят благословение благодарности («Аль hа - нисим»)». 
Как мы видим, этот отрывок рассказывает о чуде с кувшинчиком масла, однако и в нем в качестве «установлений праздника» указываются «hалель» и «благодарность» (и в этом его полное соответствие с указаниями молитвы «Аль hа - нисим»), но не зажигание свечей. 
Получается, что нам не сказано, кто установил эту заповедь и когда. 
Далее Талмуд обсуждает, какие благословения следует произносить при зажигании ханукальных свечей. Когда же он доходит до вопроса: «Откуда ты вообще учишь эту заповедь?»– то дает следующий ответ: «Это заповедь, потому, что наши предки так делали». 
Таким образом, зажигание свечей в Хануку представлено как древняя традиция, и у нас вообще нет прямого источника, рассказывающего о моменте установления этой заповеди
В молитве «Аль hа - нисим» («За чудеса»), центральной молитве на Хануку, мы читаем: 
«И мы благодарим Тебя, Господь… за чудеса и за избавление, за проявление силы, и за спасение, и за войны, которые Ты вел, помогая отцам нашим в их дни, в это время года. 
В дни Матитьяhу, сына Йоханана - первосвященника из семьи Хасмонеев, и его сыновей, когда встало злодейское царство греков на народ Твой, Израиль, намереваясь заставить евреев забыть Твою Тору и преступить Законы, данные Тобой. Но Ты, в великой милости Своей, помог отцам нашим в дни беды их. Ты боролся их борьбой, судил их судом, мстил их местью. Предал сильных в руки слабых, многих в руки немногих, нечистых в руки чистых, злодеев в руки праведников, злоумышленников в руки занимающихся Торой Твоей. И этим создал Ты Себе Имя великое и святое в этом мире Твоем; и для народа Твоего Израиля сделал Ты спасение великое и избавление явное. И после всего этого пришли дети Твои в приделы дома Твоего, и осмотрели Храм Твой, и очистили Святилище Твое, и зажгли Светильник в месте Святости Твоей, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы благодарить Тебя и прославлять Имя Твое великое». 
Суть этой молитвы – наша благодарность за чудеса. Но какие же именно чудеса в ней упомянуты? Мы видим, что согласно этой молитве чудом является победа в войне, а чудесное горение масла не упоминается вообще. И также установлениями праздника является «благодарить и прославлять», т. е. читать молитву благодарности (а это и есть сама молитва «Аль hа - нисим»), и читать прославляющие псалмы hалель. Таким образом, здесь нет также никакого упоминания о зажигании ханукальных свечей. 
Ханука - праздник веселый и радостный. Издавна сложился обычай устраивать в дни Хануки обильнее, чем обычно, трапезы, сопровождать их традиционными песнями, сложенными в честь этого праздника, и рассказывать о чудесах, которые Всевышний совершил для предков в те дни. В дни Хануки запрещено поститься - даже жениху и невесте, если день их бракосочетания совпадает с этими днями. Накануне Хануки и на следующий день после ее окончания поститься разрешено. В дни Хануки разрешено работать. Но, согласно древнему обычаю, все время, пока горят ханукальные светильники, женщины не работают. В дни Хануки принято готовить традиционные ханукальные кушанья: картофельные оладьи ("латкес") и пончики с вареньем ("суфгания"). С Ханукой связан и способ их приготовления с использованием растительного масла, что напоминает о ханукальном чуде. Также едят молочное - в особенности блюда, приготовленные из сыра. В число праздничных традиций входит одаривание детей игрушками или деньгами.