Еврейский Культурный Центр «Бейт Дан»
Телефон: (057) 766 55 96
Более подробная контактная информация

Поиск  

Уроки "Мегилат Эстер": сила одиночки

28 Февраля 2017
Уроки Мегилат Эстер: сила одиночки

 

Еврейский праздник Пурим обычно представляют как иллюстрацию тезиса "Наша сила – в единстве". Действительно, злодей Аман, задумав уничтожить еврейский народ, аргументирует это перед царем так: "Есть народ, рассеянный и разобщенный среди народов, ...и Царю нет смысла его оставлять [в живых]" (в этом и некоторых других местах "Мегилат Эстер" под словом "Царь", согласно мидрашу, подразумевается Всевышний). И, напротив, победа к евреям приходит только после того, как Эстер обращается к Мордехаю: "Иди, собери всех евреев...", и после того, как евреи "собрались вместе для защиты своей жизни".

Но если вдуматься в текст Мегилы, то становится видна совсем другая картина...
Евреи дружно и организованно пируют у Ахашвероша, и с превеликим удовольствием массово ассимилируются среди народов Персидской империи (а как еще объяснить тот факт, что даже у их духовного лидера – Мордехая – имя, поразительно напоминающее имя популярного местного идола?..). Они вполне "едины" в своем желании "просто жить", иметь хорошие отношения с местными жителями и с властями. Они очень дружно, вместе со своими персидскими соседями, падают ниц перед Аманом – несмотря на то, что на его одежде, согласно мидрашу, нарисовано изображение идола.

И только один человек, Мордехай, наперекор здравому смыслу, рискуя жизнью и даже не рассчитывая на то, что его героизм будет замечен соплеменниками – поступает не так, как все. И его поступок меняет историю.

И точно так же царица Эстер, слабая женщина, задумывает и осуществляет в одиночку сложную интригу по свержению всемогущего временщика – в то время как весь народ, облачившись во власяницы, дружно и беспомощно оплакивает свою участь...

Если мы посмотрим на историю нашего народа, описанную в Торе и книгах Пророков, то убедимся, что это история одиночек. Нашим Праотцам приходилось уходить от своей семьи, в края, где их никто не знал, чтобы оставаться верными своей идеологии и иметь возможность ее проповедовать. История Йосефа наглядно показывает, как "белая ворона" может стать спасителем семейного клана, а история Моисея – как человек, отделенный от своего народа и ментально (воспитывался во дворце фараона), и территориально (40 лет изгнания в Мидьяне), может стать национальным лидером.

Вся эпоха Судей – это противопоставление народа и одиночек. Нет лидера – "каждый делает то, что хорошо в его глазах" (читай – "то, что вздумается"), враги одолевают; есть лидер – есть порядок, евреи побеждают врагов и вспоминают про служение Всевышнему. Причем каждый такой лидер – это герой-одиночка, а не поднявшийся по иерархической лестнице некоей административной структуры функционер.

Поразительна и показательна история с наказанием колена Биньяминова, получившая в трудах комментаторов Танаха название "Пилегиш ба-гива". Весь еврейский народ, как один человек, во главе с Сангедрином и первосвященником, собирается для того, чтобы наказать мятежное колено. Куда уж больше единения?! И тем не менее – эта горстка отщепенцев, жители Биньяминовой высоты, в течение двух дней не только успешно отражают атаки во много раз превосходящих сил "вершителей правосудия", но и убивают тысячи из них, оставаясь невредимыми! И только на третий день, после того, как евреи объявили траур и с плачем обратились ко Всевышнему, Он дает знак через "урим вэ-тумим": завтра будет победа.

Чем была бы история нашего народа без царя Давида? А ведь Давид был непризнанным сыном, отвергнутым собственной семьей; впоследствии, будучи ложно обвиненным в государственной измене, он был вынужден скитаться в пустыне, окруженный такими же "обиженными судьбой", одинокими людьми. Как такой человек смог стать тем, чем стал для нашего народа царь Давид?..
Ответ один: иудаизм – это не идеология толпы. Это жизненное кредо личности.

Все те, кто твердят о том, что "евреям обязательно надо объединиться", что "наша сила в единстве" – обычно либо не понимают, о чем говорят, либо сознательно вводят людей в заблуждение, рассчитывая на то, что все объединятся именно под их знаменами. Ведь для объединения нужна общая платформа, а для этого оную платформу нужно определить. Но ведь чем более точно определяется платформа, тем больше у нее противников!

Все мы отлично помним, какое единение было в народе, когда искали троих похищенных подростков, или когда шла война в Газе. Хотим ли мы еще раз такого единения? Перед лицом смертельной опасности, заглядывающей в глаза?..
Да, в своем государстве постоянная смертельная опасность – этот главный объединитель – хоть и не исчезла, но ушла на второй план. В конце концов, в терактах и войнах гибнет меньше людей, чем в дорожных авариях. И вот мы пошли делиться: на религиозных и светских, на сионистов и глобалистов, на сефардов и ашкеназов... Каждая группа – на десятки подгрупп, подгруппы – на кружки, кружки – на отдельных философов, которых с удовольствием слушает только собственная жена.

Хорошо это или плохо?

В некотором смысле – это отлично!

Это означает, что иудаизм, слава Б-гу – работает. Это означает, что наш народ живет и мыслит, и способен, как и раньше, породить из своей среды гигантов вроде Моше и Давида. Им не нужно будет карабкаться по иерархической лестнице, побеждать на праймериз, служить в элитных подразделениях и т. п. Достаточно того, что они – Личность.

Личность, каковой обязан быть каждый еврей.

Наша Тора дана не жрецам и не полководцам. Она дана каждому из нас. Каждый еврей, как сервер пиринговой сети, должен нести в себе все знание Торы и всю ответственность за его передачу. Известно, что именно пиринговые сети, в которых вся информация хранится на всех компьютерах, а не на каком-то одном главном, являются самыми безопасными с точки зрения возможного взлома и утери данных. Их взлом просто невозможен: попытка повреждения одного компьютера будет немедленно заблокирована всеми остальными. Так и еврейский народ: это не толпа и не иерархическая структура, а совокупность автономных личностей, каждая из которых имеет самостоятельную ценность. Если какой-то ловкий идеолог попытается запудрить голову даже значительной части евреев, остальные немедленно выведут его на чистую воду.

Что хотел сказать Аман, ненавистник евреев, своей фразой: "Есть народ, рассеянный и разобщенный среди народов..."? Ведь этой фразой он должен был убедить Ахашвероша,  что этот народ нужно уничтожить (по прямому смыслу текста). Почему именно "рассеянность и разобщенность" должна была стать веским аргументом в пользу уничтожения?

Очень просто: если бы народ жил компактно и имел вождей, объединяющих весь народ или значительные группы в нем, то с этими вождями можно было бы договориться – подкупить, пригрозить, задобрить. А они бы уже объяснили народу, который им подчиняется, по какой причине нужно предпочесть законы Ахашвероша законам Торы. Но так как народ "рассеян и разобщен", то возможности централизованно повлиять на него нет. Проще – уничтожить.

А царица Эстер, наоборот, говорит Мордехаю: "Иди, собери всех евреев". Не "народ", не безликую массу, а каждого по отдельности. Докажи им, что ты говоришь от имени Торы, и потребуй от каждого из них ответственных действий – в своем городе, на своем месте.

О чем же тогда говорит известное высказывание наших Мудрецов, что Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти?

Между ненавистью и отсутствием объединения – огромная разница. Ненависть как раз и начинается там, где существуют слишком тесные объединения. Ведь раз мы – часть чего-то единого и монолитного, то каждый, чье мнение (или другой критерий – скажем, страна исхода) отличается от нашего, по определению враг или конкурент. А объединить абсолютно всех абсолютно во всем нет никакой возможности, ведь только в споре рождается истина – и на этом базируется функционирование верховного регуляционного органа еврейского народа, Сангедрина.

Не нужно пытаться нас объединять. Нужно позволить каждому, и себе самому в первую очередь, проявить себя с лучшей стороны на своем "рабочем месте" – в тех личных условиях, в которых ты находишься, и с теми личными качествами и способностями, которыми обладаешь. Нужно стараться жить по правде и ни под кого не подстраиваться. Не нужно искать "общие знаменатели": они ограничивают и слишком часто заставляют идти на сделки с совестью. Все попытки "объединить здоровые силы общества" под знаменами какой-то новой партии или движения всегда оборачивались лишь новым расколом. Нужно пытаться сделать максимум своими силами.

И те, у кого этих сил и возможностей окажется больше среднего – пусть будут впереди.

  Шошана Бродская