Еврейский Культурный Центр «Бейт Дан»
Телефон: (057) 766 55 96
Более подробная контактная информация

Поиск  
Календарь событий
Ноябрь   2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
15
16
17
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2

Иосиф - Имхотеп?

26 Марта 2018
Иосиф - Имхотеп?

"Иосиф же был красив станом и красив лицом. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон, кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом, и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон. И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой. И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною, но, когда я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон " (Быт. 39:6-18).

Некоторые детали, описываемые в повествовании об Иосифе, знакомы нам из египетского рассказа под названием "Два брата":

"И раз, в отсутствие супруга,

не в силах похоть подавить,

Сия неверная подруга

Решила Бату соблазнить.

Она сказала: Ляг со мною,

Ты так могуч, так юн, так мил,

Я отдохну с тобой душою.

Ведь брат твой, он стар, и хил.

Но возмутился честный Бата:

Пошла, негодная отсель,

Не оскорблю родного брата,

Не оскверню его постель.

Жена тотчас же удалилась,

Нечистый лик прикрыв рукой,

Но глухо злоба затаилась

В душе распутницы младой.

Как лучше Бату погубить,

И напоследок порешила

Его пред мужем обвинить.

Намазав кровью лоб и шею,

Одежду в клочья порвала,

Причёску смяла поскорее,

Легла на ложе и ждала.

Вернулся муж довольно поздно:

Жена, куда девалась ты?

В ответ стенанья. Муж вбегает-

Жена избитая лежит,

Лохмотья к ранам прижимает,

Роняет слёзы и молчит.

Кто смел тебя изранить? - Бата,

Меня он думал соблазнить,

Но я не жертва для разврата,

Скорее дам себя убить".

                

Не только в литературе известен мотив, когда замужняя женщина пытается соблазнить мужчину и, в случае неудачи, обвиняет его в попытке изнасилования.

Книга Бытия рассказывает о возвышении фараоном пришельца-семита:

"И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою".

"И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему".

"И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской".

"И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской".

"Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской".

"И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета" (Быт. 41:41-49).

Известно, что во втором тысячелетии до н. э. был возвеличен семит до ранга принца, который обложил Египет налогом. Об этом сообщается в папирусе Гарриса, найденном в тайнике близ Мединет-Абу (в окрестностях Фив) в 1885 году. Папирус был приобретен у лиц, случайно нашедших его, английским коллекционером Гаррисом, от которого и получил свое название.

"Построил я обводную стену его, совершенную по выполнению, с комнатами и коридорами из песчаника. Я вырыл озеро перед [ним], переполненное небесной водой, окаймленное древесными насаждениями и цветами подобно Нижнему Египту. Наполнил я его сокровищницы произведениями египетских земель: серебром, зелотом, всевозможными драгоценными камнями, исчисляемыми сотнями тысяч: амбары его ломятся от ячменя и полбы; его поля и стада многочисленны, как песок на берегу. Я заставил Верхний Египет и Нижний Египет, Нубию и Финикию вносить ему подати своими произведениями; наполнен он пленными, которых ты дал мне [захватить] среди Девяти Луков и юношами, которых взрастил я, исчисляемыми десятками тысяч.

Я изваял великую статую твою, покоящуюся внутри его (храма); ее достойное имя - "Амон соединен с вечностью"; она украшена настоящими драгоценными каменьями, подобно горизонту, когда сияет она, радуются созерцанию ее…"

Имена некоторых героев  Бытия имеют египетский источник происхождения, тем самым вызывая большее доверие к рассказам о египетском периоде жизни евреев.   Потифар - "Посвящённый (богу) Ра" (Быт. 37:36), Аснат - "Посвящённая (богине) Нейт" (Быт. 41:45), Цафнат Панеах - "Бог сказал и (новорождённый) будет жить" или "Глава жизни" (Быт. 41:45).

Рассказ о семилетнем голоде в книге Бытие не кажется неправдоподобным, несмотря на длительный период. В "Легенде о Хнуме и семилетнем голоде" также говорится об ужасном голоде во времена правления Джосера, царя III Династии.

"Моё сердце сжимается от горя по причине крайне великого зла, (случившегося) потому, что Хапи (Нил) в моё правление уже семь лет не поднимался до своей должной высоты. Зерна очень мало, овощей нет вообще, всё, что человек употребляет в пищу, закончилось, и каждый грабит своего соседа. Люди хотят идти, но не в силах сдвинуться с места, дети плачут, юноши еле передвигают ноги, и сердца пожилых сокрушены отчаянием; ноги их не слушаются, и они опускаются на землю, и их руки лежат на их телах. Знатные чиновники не могут дать совета, а открывают амбары, где должны храниться припасы, там гуляет лишь ветер, и больше ничего нет".

На нильском острове Сихил, расположенном чуть ниже места, где в Нил впадает его первый приток Икатеракт,  найдена настенная надпись под названием "Стела Голода". В надписи говорится, что она является копией документа, написанного самим фараоном Джосером на восемнадцатом году правления. Вероятно,  эта копия была сделана спустя более двух тысяч лет после описываемых в ней  событий. Возможно, она является связующим звеном между Иосифом и министром, жрецом Имхотепом (И-Ма-Хотап).

Стела рассказывает, что фараон Джосер был изрядно обеспокоен семилетним голодом в Египте, вызванным маловодьем Нила. С этой  проблемой он обратился к своему управляющему Имхотепу, сыну Птаха, чтобы тот посоветовал, как остановить голод.

Согласно надписи, причиной голода был гнев бога Хнума на людей, которые перестали его чтить.  Имхотеп посоветовал Джосеру  идти в Элефантину в храм Хнума и просить о милости. В храме бог явился Джосеру и пообещал дать стране изобилие, при условии, если люди будут почитать Хнума, как чтили в древние времена.  После того как фараон возобновил подношения богу, восстановил храм и священнодействие, Хнум разрешил богу Нила Хапи выпустить воды Нила и вернуть  плодородие земли.

В послед­ней части текста приведён перечень пошлин и сборов, которые по­зволялось взимать жрецам храма Хнума с торговцев, фермеров, рыбаков, охотников, ремесленников, рудокопов и остальных, с каждого – десятую часть дохода. Нарушителя данного указа ожидало  наказание.

Согласно египетским источникам, во время семилетнего голода Египет находился под управлением фараона Джосера, верховным министром которого был Имхотеп (2630-2611 гг. до н. э.), обладавший также статусом божества. Согласно Библии, и Иосиф  являлся верховным министром, получившим статус Божьего наместника и решившим проблему надвигающегося голода (Быт. 41:37–45).

Скорее всего, Иосиф это не Имхотеп, но совпадения в их  биографиях  удивительны.

Имхотеп - царский министр Нижнего Египта (север страны). "И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою", "велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою" (Быт. 41:41, 43).

Имхотеп - второй человек в Египте после фараона  и администратор великого дворца. Иосиф также   был вторым лицом в государстве:        "Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя" (Быт. 41:40).

Имхотеп - правитель по наследству. "И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской" (Быт. 41:44). Эти слова даровали Иосифу статус сына фараона.

Имхотеп - жрец Гелиополя. Иосиф женился на дочери жреца Гелиопольского: "И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Гелиопольского" (Быт. 41:45). Имея статус наместника единого Бога и высокое положение в политической системе, Иосиф вполне мог унаследовать пост своего тестя и стать верховным жрецом Гелиополя.

Имхотеп - строитель и архитектор. По приказу Иосифа по всему Египту были построены склады и специальные хранилища для зерна и других продуктов питания, чтобы в голодные годы сбывать их населению страны и представителям других государств (Быт. 41:35, 36, 47–49, 41:57).

Имхотеп возвеличен до статуса божества. Иосиф признан человеком,  руководимым Богом: "И сказал фараон слугам своим: найдём ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?" (Быт. 41:38).

Имхотеп вёл активную деятельность во время семи голодных и семи урожайных лет. Иосиф также не сидел сложа руки во время семи урожайных и семи голодных лет (Быт. 41:1–32, 47–57).

Имхотеп говорил: "Мне нужен совет от Бога". "И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не моё; Бог даст ответ во благо фараону" (Быт. 41:16).

Имхотеп был назван сыном бога Птаха, создателя всего сущего. Иосиф заявлял о своей вере в единого Бога, создателя всего сущего (Быт. 40:8, 41:16, 41:25).

Имхотеп даёт советы фараону. Иосиф также советует фараону, как поступить (Быт. 41:1–57).

Имхотеп приходит к фараону, когда тот изрядно встревожен. Иосиф появляется у фараона, когда тот сильно обеспокоен (Быт. 41:8,14).

Имхотеп предлагает обложить население страны 10% налогом, чтобы подготовиться к предстоящему семилетнему голоду. Иосиф же рекомендует обложить население страны 20% налогом, чтобы семилетний голод не застал страну врасплох (Быт. 41:34).

Указ Имхотепа о налогообложении не распространялся на жрецов. Указ Иосифа о налогообложении не коснулся  жреческого сословия (Быт. 47:26).

Имхотеп становится богом исцеления и избавляет людей от болезней, когда они спят. Иосиф совершает чудеса в жизни людей и известен тем, что видит вещие сны и умеет истолковывать сновидения других (Быт. 37:5–11,20, 40:5–23, 41:1–36).

Имхотеп осознаёт, что день его смерти близок. И Иосиф чувствует приближение смерти (Быт. 50:24).

Имхотеп написал множество мудрых наставлений. И о мудрости Иосифа было известно: "И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе всё сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты" (Быт. 41:39).

В книге Притч также имеются высказывания, похожие на поучения Имхотепа. В книге Псалтырь об Иосифе говорится: "он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости" (Пс. 104:22).

Имхотеп не являлся членом семьи фараона, но добился своего положения благодаря личным заслугам и неординарным качествам. Иосиф не был египтянином, но добился своего положения, благодаря способностям, которыми его наделил Бог (Быт. 37:1–41:57).

Имхотеп носил имя "Ибис", в его честь были пожертвованы птицы этой породы, позднее обнаруженные в Саккаре. В гробнице, к которой прилегают галереи, наполненные тысячами тел мумифицированных птиц ибис, обнаружен пустой саркофаг. Пустой должна быть и гробница Иосифа, так как израильтяне вывезли его мощи во время исхода из Египта (Быт. 50:22–26).

Об Иосифе говорится как о твёрдо держащем лук: "но тверд остался лук его" (Быт. 49:24), подобный мотив запечатлён на скарабеях (14-13 вв. до н. э.). Некоторые из них были найдены и в Израиле. На них изображён фараон (или лицо, приближенное к фараону), твёрдо держащий в руках лук.

Источник https://ramiyudovin.livejournal.com/15056.html