Еврейский Культурный Центр «Бейт Дан»
Телефон: (057) 766 55 96
Более подробная контактная информация

Поиск  
Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
8
10
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1

Ханука-праздник света!

26 Ноября 2018
Ханука-праздник света!

 

Ханука – праздник света. Света физического и света духовного. В основном духовного. Мы зажигаем свечи на улице перед домом, чтобы осветить Вселенную. Мы не освещаем свой еврейский дом, он и так полон света. Мы освещаем то, что находится за его пределами. Каждую ночь мы добавляем еще одну свечу, чтобы ночь не думала, что мы остановились, и что она все-таки сможет сохранить свою тьму.

Школа Шамая учит: в первый день Хануки зажигаем восемь свечей, во второй – семь, в третий – шесть и т. д., каждый день уменьшаем. Школа Гилеля говорит: в первый день зажигаем одну свечу, во второй – две, в третий – три и т.д., каждый день прибавляем. Почему две эти школы столь разительно разошлись во мнениях, ведь они же знали, как делали до них?

До них зажигали по одной свече каждый день. Кто хотел, мог добавить. Они разошлись в том, как добавлять: добавлять в последующий день или в предыдущий. Школа Шамая проводит параллель между ханукальными свечами и жертвенными быками, приносимыми в Храме в праздник Суккот за все народы мира. Их приносили все дни праздника, каждый день уменьшая их количество. Школа Гиллеля выводит законы Хануки из великого правила “святость только увеличиваем, но никогда не уменьшаем”.

Чтобы разобраться в причине их разногласия, оставим на время ханукальную войну. Оставим безумных ортодоксов, которым не нравится театр, спорт, искусства – оставим их. Оставим солдат просвещенной империи, а также дымом удушенных в пещерах иудейской пустыни, первых газовых камерах, где они отстаивали свое, как они думали, право не работать в субботу. Оставим еврейских матерей, прошедших через право первой брачной ночи, установленное бонзами демократии. Оставим детей, сброшенных с крыш за нежелание приобщиться к мировой культуре. Оставим проломанные со всех четырех сторон стены Иерусалимского Храма, ибо “единственность” входа не соответствует современному взгляду на права человека.

Оставим все это и перенесемся на время совсем в другое место, а именно, в райские кущи, в те времена, когда царил мир, когда возлежали волк с козленком, лев ел солому, и был только один человек, и его жена, и, может быть, их маленькие дети.

“И увидел Б-г, что все, что Он сделал, хорошо очень!”.

“И взял Б-г человека и поместил его в Райском саду обрабатывать его и охранять”.

Первый человек работал. Работал тяжело. И вот как-то, работая с Деревом Познания, он нарушил правила безопасного обращения с ним. Произошла катастрофа: зло вышло из-под контроля. Смешавшись с добром, оно преобразило мир до неузнаваемости. Добро и зло до сих пор существовали друг от друга изолированно, теперь же весь мир покрыла тьма неясности. Как в объектах физического мира, так и в объектах мира духовного и в душах людей добро и зло перемешались до такой степени, что человек этого даже не ощущает. Последствия этого события тянутся до сих пор. “И послал его Б-г из Райского Сада обрабатывать землю”.

Первый человек был послан на пораженную территорию исправлять последствия своего легкомыслия. Отныне его задачей стало вернуть мир в первозданное состояние. Задачей его и его потомков. Следовало сызнова разделить добро и зло.

Вернемся к Хануке, к ханукальным свечам, к разногласию школ Шамая и Гилеля.

Суть их разногласия вот в чем. Противостояние евреев эллинам было духовным, и, достигнув пика, переросло в военный конфликт. Страдания от ассимилированных евреев были не меньшими, чем от самих греков. Война была и с теми, и с другими. Но кто из них был главным объектом усилий? Можно сказать так: победим греков, ассимилированные евреи потеряют к ним интерес и вернутся  к своему народу. А можно: победим ассимилированных евреев, тогда у греков не будет опоры в среде нашего народа и, соответственно, надежды на победу, они от нас и отстанут.

С евреями воюют тем, что ищут в них добро, тогда зло (чужие влияния) отпадет само собой. Неевреям же (эллины суть только пример, в данном контексте они являются выражением  нееврейской культуры, культуры Эйсава), показывают, что они не являются носителями добра и света, как они, а  за ними ассимилированные евреи, думают. Когда они это поймут, они оставят зло, которое ими движет, и добро, до сих пор скрытое, засияет во всей своей красоте.

Школа Шамая считает, что ханукальная война направлена против чужих. Поэтому она проводит параллель с жертвенными быками Суккота, число которых каждый последующий день уменьшалось, сводя на нет зло в душах народов мира. Школа Гилеля считает, что война в основном против ассимилированных евреев. В них  должны искать хорошее и тянуть их в лоно еврейского народа. Для этого мы воспользуемся правилом “святость только увеличиваем, но никогда не уменьшаем”. Закон установлен по мнению школы Гилеля.

“Ханукальная война не закончилась”, – говорит Талмуд. Война эта – духовная, и она продолжается. Физическая война – лишь эпизод в этой духовной войне. Маккавеи, пожертвовав собой, дали возможность воевать не мечами, а зажигая ханукальные свечи. Закон гласит: “Время зажигания ханукальных свечей от захода солнца и до тех пор, пока не исчезнут последние прохожие на улице”. Эти “последние прохожие” называются талмудическим словом “тармудаи” (תרמודאי). Переставив буквы, мы получим слово “бунтовщики”. Мы зажигает ханукальные свечи, пока не сойдёт на нет всё, что бунтует против Творца. “Ханука – хороший праздник”, – поется в детской песенке. Будем зажигать ханукальные свечи, пока тьма не пропадет совершенно.

Хаим Фильцер  В сокращении