Еврейский Культурный Центр «Бейт Дан»
Телефоны: (057) 766 55 96 , (093) 311 31 50
Более подробная контактная информация

Поиск  
Календарь событий
Ноябрь   2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1

Пасхальный Седер и предания о Десяти Казнях. В чем связь?

01 Апреля 2019
Пасхальный Седер и предания о Десяти Казнях. В чем связь?

Семейный ужин, приходящийся на канун праздника Песах (14 числа месяца нисан), начинается после наступления темноты. В этот день евреи совершают ряд ритуальных действий, которые строго регламентированы и порядок их нарушать нельзя. Расписано все — как читать молитвы, как есть и пить. Традиции освящены веками и установлениями раввинов — порядок четкий и обязательный.

Выполнять действия должны все, как мужчины, так и женщины. Для соблюдения традиции нужны определенные атрибуты:

  • три целые мацы;
  • вино;
  • мясо;
  • яйца;
  • марор;
  • харосет;
  • карпас;
  • хазарет.

Все атрибуты и порядок действий с ними предназначены для поддержания памяти евреев об Исходе из Египта, поскольку мало вывести народ из Египта, нудно еще вывести Египет (память о рабстве) из его сознания.

Египетская цивилизация предусматривала роль евреев только в качестве рабов и необходимо разрушить эти психологические устои и привести к осознанию свободной личности. Память о Десяти Казнях — память о силе Всевышнего и цене, которую народ Египта заплатил за освобождение евреев. И напоминание о том, что только разрушив традиционные устои, которые символизировал государственный строй египтян, и решившись на Исход, символизировавший развитие и целенаправленное достижение новых целей, можно добиться успеха.

Десять казней — десять аргументов двигаться дальше. Хотя Казни  мало коснулись евреев, так как были направлены более на египтян, в памяти народа они остались. Тем более — были освящены и канонизированы, как символ перехода от природности к целеустремленности, как побуждение к действию.

Но все делается под эгидой Всевышнего. В традициях Седера роль Творца подчеркивается в каждом действии, но трактуется не как строгое указание, что и как делать, а как побуждение к самостоятельному действию и дальнейшему развитию. Продвижение мира производится совместными усилиями, Творец дает Законы и импульс к действию, дальше — дело индивида.

Десять Казней, павшие на Египет, разрушили его, как государство и как символ незыблемости природы и рабского состояния человека, а Десять Заповедей на Синае — открыли дальнейший путь, определивший историческое развитие и роль иудаизма в истории человечества.

Память о Казнях, сказание "Магид" о Исходе, чтение Пасхальной Аггады и другие ритуальные, строго упорядоченные действия, направлены на то, чтобы человек осознал — всегда есть возможность выйти из рабства и достичь желаемой свободы помыслов и действий. Но для этого необходимо пройти длинный и трудный Путь, который в незапамятные времена освятил Господь.

Каждое из блюд и порядок их вкушения во время Седера напоминают о конкретном эпизоде Исхода, но несут и более глубокий смысл. Они призывают евреев не забывать, что их нынешнего состояния они достигли только благодаря самопожертвованию и страданиям предков. Всегда нужно помнить, что следуя Заповедям Творца, человек все далее уходит из собственного Египта. Уничтожить мировоззрение раба можно только постоянно поддерживая память о том, какое страдание приносит рабство.