Еврейский Культурный Центр «Бейт Дан»
Телефон: (057) 766 55 96
Более подробная контактная информация

Поиск  

Методика развития Марии Монтессори

Методика развития Марии Монтессори

Методика развития Марии Монтессори – это комплекс занятий, в основе которых лежит новая педагогическая концепция, сподвигающая ребенка к саморазвитию. Все упражнения дети выполняют самостоятельно, при незначительной помощи взрослых, основанной на важных подсказках. Уникальность подхода заключается в том, что ребенок саморазвивается, обучается в специальной окружающей среде, организованной в соответствии с методикой.

 В развитии детей дошкольного возраста новая программа весьма популярна. В детских садах и в частных дошкольных учреждениях организовываются группы развития Монтессори. Методика производит положительный эффект, поэтому масштабно применяется в начальных классах.

Идея методики

Первоначальная идея разработки программы сводилась к тому, чтобы создать такое окружение для детей с нарушениями мозговой деятельности, чтобы можно было социально их адаптировать, подготовить к бытовым трудностям.

Основная задача нового метода – стимуляция всестороннего развития детей дошкольного возраста, оказание эффективной помощи в приобретении навыков, которые нужны для дальнейшей интеграции в общество. 

В основе методики лежит совмещение развития речевых навыков и мелкой моторики. Ребенок при помощи простых и понятных упражнений обучается письму, чтению, связному разговору.

Получив успех при работе с больными детьми, методика усовершенствовалась и адаптировалась под здоровых и нормально развивающихся.

Три основополагающих: Среда, Творец (ребенок) и Наставник (учитель)

Гармоничное развитие ребенка возможно, если руководствоваться в процессе его обучения тремя основополагающими принципами. Необходимо первоначально создать определенную окружающую среду, в которой он будет интенсивно развиваться; обеспечить процесс познания, который вызовет интерес у ребенка; и предложить поддержку в процессе обучения. Большинство упражнений, лежащих в основе данного курса, тесно связаны с развитием мелкой моторики у детей 4-5 лет.

Среда в системе Монтессори

Чтобы занятия по развитию ребенка были эффективны, нужно создать специальную среду. И первое правило – каждый предмет, который будет находиться в окружении малыша, должен быть востребован в течение процесса обучения.

Помещение разбивается на пять зон, у каждой из которых есть своя тематика:

  • в зоне практических навыков дети учатся быть самостоятельными, решать задачи, связанные с накрытием стола, с уборкой, стиркой, измельчением овощей и фруктов;
  • территория, оборудованная для развития сенсорики, способствует приобретению соответствующих навыков посредством тактильного восприятия, зрительных ощущений;
  • зона математики предлагает обучение по специально разработанным дидактическим материалам и пособникам. Дети учатся выполнять элементарные математические действия;
  • в зоне лингвистики развиваются языковые навыки, ребенок учится письму и беглому чтению;
  • общая зона дает представление, как устроен мир. Дети узнают, что бывают разные дни недели, времена года.

Ребенок в системе Монтессори

Дети в процессе обучения периодически переходят из одной зоны в другую. В отличие от классической образовательной программы на детей не воздействуют строгими правилами и нормами. Малышу дают возможность быть самостоятельным, делать выбор, руководствуясь инстинктами.

Смысл концепции, которая предоставляет максимальную свободу выбора ребенку, в том числе и в обучении его чтению, письму, заключается в развитии социальных навыков. Дети учатся сосуществовать на одной территории взаимовыгодно, то есть не доставлять друг другу дискомфорт, не нарушать личное пространство. Интересно, что по законам методики в одном классе допускается обучение детей разной возрастной категории.

Наставник в системе Монтессори

В программе не участвуют учителя в прямом значении этого слова. С детьми работает преподаватель-наставник, который не должен в процессе обучения следовать четко установленному регламенту, а предоставлять каждому ученику абсолютную свободу. В случае если у подопечного возникают трудности с прохождением материала, наставник приходит на помощь своими подсказками и направлениями к действию.

Преимущества и недостатки методики

Обучающая программа по Монтессори направлена на интеллектуальное развитие дошкольников. Благодаря тщательно продуманным занятиям и упражнениям развивается левое полушарие мозга ребенка, которое способствует формированию ряда определенных навыков. В результате заметно повышаются способности к математике, совершенствуется аналитическое мышление, интенсивно развивается логика.

Сразу непонятно, почему программа игнорирует развитие навыков правого полушария? Почему не уделяется внимание развитию образов и фантазий? В этом заключается основной недостаток методики, в которую не включено направление по эмоциональному развитию ребенка.

 
Записаться