Еврейский Культурный Центр «Бейт Дан»
Телефон: (057) 766 55 96
Более подробная контактная информация

Поиск  

Развитие у детей мелкой моторики

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика – это комплекс согласованных действий костной, нервной и мышечной систем, которые выполняются пальцами и кистями рук и ног посредством точных и мелких движений. К системе скоординированных действий относятся привычные жесты и несложные мелкие манипуляции. Развитие мелкой моторики важно у детей в возрасте до 5 лет. Учитывая результаты исследования анатомических особенностей строения головного мозга и расположение речевой зоны рядом с проекцией кисти в двигательном участке, делаем вывод о том, что когда мы развиваем мелкую моторику рук, речевые навыки быстрее формируются.

В общем развитии мелкая моторика для детей играет ключевую роль. Регулярная стимуляция моторных навыков благоприятно влияет на общую картину социализации: ребенок усваивает определенные образцы поведения, ценности и социальные нормы, психологические установки, получает знания и навыки, то есть все то, что поможет ему функционировать в современном обществе.

Моторика пальцев влияет на развитие ловкости, на отработку каллиграфии, ускоряет реакцию, а также стимулирует концентрацию внимания, мышление, память, речь. Каждая возрастная категория соответствует особенностям развития. В чем разница между новорожденными и дошкольниками?

Особенности

Дети в 4-5 лет могут производить руками более сложные, разнообразные и частые манипуляции в отличие от грудничков. Это вызвано не только отработанными за годы навыками, но и необходимостью осуществлять большее количество согласованных движений. Полноценным психическое и физическое развитие ребенка будет только в случае абсолютного соответствия его действий конкретному возрастному этапу, у которого имеются свои особенности.

Начиная с грудничкового периода, мелкая моторика получает постепенное развитие. Последовательность обусловлена психоэмоциональной составляющей формирования личности: с познанием окружающего мира у ребенка возникает подсознательная потребность изучать, получать знания и опыт. Тактильное восприятие предметов дает возможность получать необходимую информацию. Чем более развита координация движений пальцев и кистей рук и ног, работающих в тандеме со зрительным органом, тем сформированнее будет маленькая личность.

Помочь ребенку можно, если во время занятий с ним учитывать особенности развития мелкой моторики его возрастного периода.

Мелкая моторика детей в разном возрасте

Для мелкой моторики до года характерны регулярные массажные процедуры с применением различных круп и мешочков с жидким или твердым содержимым. Кроме пользы самих массирующих движений, малыш сможет тактильно ощущать предметы и получать нужную информацию.  

Ребенок в 1 год сможет самостоятельно захватывать маленькие предметы и крепко их держать некоторое время, стучать игрушками, раскидывать детали по сторонам.

В развитии мелкой моторики у малышей в 2 года и до 3 лет в основном принимает активное участие ладонь. Захват предмета осуществляется подушечками указательного и большого пальца.

В возрасте 3 лет у ребенка хорошо развиваются движения пальцев, их координация настолько четкая, что похожа на моторику взрослого человека. Все те навыки, которые были получены в более ранние года, в 5 лет только совершенствуются и приобретают более серьезные формы. Ребенок становится самостоятельным, без посторонней помощи складывает вещи по определенным местам, рисует четкие линии и круги, ловко орудует ножницами, вырезая бумажные фигурки, застегивает пуговицы и расстегивает молнию на одежде.

Нормы

Развитие мелкой моторики для детей до 5 лет способствует:

  • изучению окружающих предметов;
  • рисованию уверенных линий и изображений;
  • использованию маленьких предметов для игр;
  • умению строить из конструкторов небольшие сооружения.

Правильно развивающийся ребенок в 5 лет нарисует человечка, состоящего как минимум из 4-х элементов. Мышление формируется за счет совершенствования двигательных способностей. В этот период прослеживается положительная динамика в развитии речи.

Отклонения

В случае отставания в развитии мелкой моторики у детей в возрасте от 2 до 4 лет, будут наблюдаться:

  • нарушения в формировании психомоторики;
  • нарушения координации движений;
  • отсутствие быстроты реакции;
  • отсутствие элементарных навыков самообслуживания;
  • отсутствие умения самостоятельно держать карандаш или ручку.

Подобные отклонения свидетельствуют о присутствии двигательных расстройств.

Диагностика

Своевременная диагностика нарушений развития мелкой моторики в 3 года позволит принять безотлагательные меры. При помощи комплекса несложных упражнений и задач специалист увидит, справляется ребенок или нет. Если малышу удалось выполнить 30% заданий, значит, есть повод задуматься о его интеллектуальном и речевом развитии.

Игры для развития

Чтобы развивать координацию движений у детей, можно использовать специальные игрушки для мелкой моторики либо упражнения, тем более что сегодня на выбор предлагаются различные методики.

Играть можно с мелкими предметами, с крупами и мешочками, наполненными разными элементами по степени твердости. Для развития мелкой моторики и одновременно формирования творческого воображения нужно регулярно складывать пазлы, собирать конструктор, мозаику.

И не забывать про пальчиковую гимнастику, сопровождающуюся веселыми играми и увлекательными потешками. Массаж, лепка, рисование в совокупности будут способствовать успешному развитию ребенка!

 
Записаться

Расписание

День недели Время Аудитория
Понедельник
Вторник
Среда
17.00-19.00 к.4 и к. 32
Четверг
Пятница
17.00-19.00 к.4. и к. 32
Суббота
Воскресенье
17.00-19.00 к.4. и к. 32