Еврейский Культурный Центр «Бейт Дан»
Телефон: (057) 766 55 96
Более подробная контактная информация

Поиск  

Развитие подростка: все основные аспекты

Развитие подростка: все основные аспекты

Родители часто относят проявление чрезмерного самомнения, упрямства и грубости повзрослевшего ребенка к типичным чертам, характерным для его возрастного периода.

Психологическое и физическое развитие подростка – это не что иное, как череда глубоких изменений в его душевной жизни.  

Ситуация усугубляется необходимостью сопоставлять свою личность со сверстниками. Их мнение становится важным. Точка зрения родителей утрачивает былую значимость. Интенсивное развитие детей-подростков связано со становлением личности на фоне специфических возрастных изменений. У тинэйджера возникает своеобразное представление о себе как о повзрослевшем человеке, наделенном широкими полномочиями и возможностями.

 Видоизмененное понимание окружающей действительности провоцирует возникновение стремления приравнять себя в правах к взрослым. Особенности развития сосредоточены на специфическом самосознании, когда в приоритете личностные потребности.

Социальная активность подразумевает поведенческий анализ, подражание взрослым, усвоение ценностей и норм. Интеллектуальные способности выходят на новый уровень, что способствует расширению кругозора, появлению других интересов, составлению планов на ближайшее будущее. Чтобы направить подростковый потенциал в правильное русло рекомендуется посещать центры развития в Харькове, где профессиональные педагоги и психологи помогут прийти к самоутверждению и самовыражению.

Для подросткового периода характерно развитие физической, а точнее, биологической потребности. С возникновением полового влечения меняется эмоциональный фон, что связано с напряженными переживаниями, стрессами.

Ранний этап формирования личности с 12 до 14 лет сопровождается необходимостью самоопределения. В период с 15 до 17 лет развитие интересов ориентировано на выбор профессионального поприща с целью самоутверждения и самореализации.

Подростковая личность стремится найти свое место в обществе. Для удовлетворения своей конечной цели используются различные возможности самоопределения, сопровождающиеся изменениями характера, возникновением противоречий в поведении.

Физическое развитие подростков

Среди основных признаков физического созревания можно выделить:

  • интенсивный скачок в росте;
  • образование вторичных половых признаков;
  • зрелость и формирование скелетной конструкции.

Каждый из процессов созревания в подростковом периоде проходит неравномерно. Однако физическое развитие подростков имеет и общие черты:

  • конституционные изменения, для которых характерен быстрый рост тела, удлинение конечностей (ног и рук), скелетное окостенение;
  • формирование правильной и более связной речи, что приходится на конец школьного обучения и связано с развитием мышления и точной формулировкой отвлеченных мыслей;
  • изменения процессов памяти, что обуславливает быстрое запоминание информации посредством логического восприятия;
  • умение обрабатывать информативный материал, разбивать его на смысловые части, находить логическую связь;
  • развитие отвлеченного, абстрактного мышления;
  • процесс полового созревания, признаки которого выражаются по-разному у каждого подростка, но в конечном результате приводят к полноценным изменениям.

Занятие спортом в этот период важно для правильного формирования конституции, для развития мышечной системы и мускулатуры, для поддержания общего здоровья и стабилизации иммунитета. Подростки чрезмерно активны, им требуется дополнительная возможность выплеснуть скопившуюся энергию.

В период физического развития детей родителям рекомендуется обратить особое внимание на характер течения интеллектуального, сексуального и физического созревания. В случае наблюдения отклонений от общепризнанных норм необходимо обратиться к психологам для своевременного решения проблемы.

Психологическое развитие подростка

Для подросткового психологического возраста характерно постоянное изменение настроения, поведения. Это связано с переоценкой норм, установленных в обществе. Этап ранней юности начинается у детей с 7 класса.

Развитие самооценки и формирование личности зависит напрямую от социальных факторов:

  • переход на обучение в среднюю школу, когда каждый предмет ведется отдельным учителем, что влияет на формирование общения и отношений в рамках учебного заведения;
  • ведение социальной и общественной деятельности, формирование общения со сверстниками;
  • изменение роли в семье, получение от родителей большего доверия, рост ответственности, выполнение более сложной работы, участие в решении и обсуждении семейных вопросов.

Устойчивость психологического развития, особенно мальчиков, напрямую связана с биологическими аспектами:

  • наступление физического и полового созревания;
  • воздействие гормонального фона на периферическую и центральную нервную систему;
  • перестройка систем организма на фоне бурного роста.

Главным биологическим фактором является половое созревание, что оказывает усиленное влияние на нормы поведения и на развитие личности подростка. Для этого периода характерно проявление упрямства, негативизма, агрессивного отношения к взрослым. Причина подобного поведения скрыта в социальных условиях, в которых приходится тинэйджеру существовать. В коллективе сверстников он старается завоевать особое положение, статус, что соответственно сказывается на взаимоотношениях со старшими людьми.

Любая внешняя реакция подростка спровоцирована особыми психологическими причинами. Особенность развития на данном этапе взросления выражена в неадекватном, порой необъяснимом и глупом поведении на фоне непослушания и отрицания авторитета взрослого человека.

Духовное развитие подростка

 В основе духовно-нравственного воспитания лежит обучающая основа ценностей нравственных, духовных, национальных, общечеловеческих. Духовное развитие подростка в современном мире обуславливает формирование духовного идеала, ценностной ориентации, определение потребностей и интересов.

От комплексного и интегрированного духовно-нравственного воспитания зависит развитие лидерских качеств, творческого потенциала подростка. Главная задача родителей – воспитать нравственное поведение, способствовать формированию привычек и поступков в соответствии с условиями социума.

Социальное развитие подростков

Программа по социальному развитию подростков предполагает:

  • эмансипацию в обществе;
  • идентифицирование в сексуальном отношении;
  • определение в интеллектуальной стези, включая получение своего места в политической, культурной и моральной нише общества;
  • формирование профессиональных предпочтений;
  • познавательное развитие.

Индивидуальный подход к комплексному социальному развитию подготовит подростка к взрослой жизни.

Как скорректировать

Скорректировать поведение, развитие логики и умственное усовершенствование у подростка в переходном возрасте можно, используя определенные нормы воспитания. И в первую очередь нужно усиленно работать над построением доверительных отношений, рекомендуется поощрять ответственность, стремление к интеллектуальности посредством расширения кругозора и запоминания большого количества информации.

В специализированных подростковых центрах предлагается пройти тест по развитию, который определит наличие отклонений. Главная задача таких школ – помощь в приобретении навыков для принятия самостоятельных решений, не нарушающих устои и нормы общества.

Подростковый период – физическая и психологическая трансформация – подготовительный этап для перехода ребенка во взрослую жизнь.

 
Записаться